СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения программы дополнительного
образования
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы дополнительного образования
II. Содержательный раздел
2.1. Организация образовательной деятельности дополнительного
образования
2.2. Программы дополнительных объединений
III. Организационный раздел
3.1 Учебный план
3.2 Система условий реализации программы дополнительного
образования
3.3. Ожидаемые результаты программы дополнительного
образования
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I. Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено
на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени.
1. Перечень
нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МКОУ « Бояновичская
средняя школа»:
Федеральные:
Конституция РФ. Основной Закон Российского государства .
Трудовой кодекс РФ.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный
закон "Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних"
от
04.06.1999
г.
№
120-ФЗ.
(Принят Государственной Думой
21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
Методические
рекомендации
Управления
воспитания
и
дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования
России по развитию дополнительного
образования
детей
в
общеобразовательных
учреждениях. (Приложение к письму
Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
Примерные
требования
к
программам
дополнительного
образования детей.
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28
сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Учрежденческие
Устав МКОУ «Бояновичская средняя школа»;
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени
начального, основного общего и полного (среднего) образования;
Учебный план по дополнительному образованию школы;
План воспитательной работы на учебный год.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни
в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное
предназначение
дополнительного
образования
удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и
общении,
которые
далеко не всегда могут быть реализованы в рамках
предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей,
и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы,
составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей
осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как
правило, самими педагогами. "Изюминка" дополнительного образования
состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в
соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги
обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет
каждому ребенку реализовать себя в иных, не
учебных
сферах
деятельности, где- то непременно добиться успеха и на этой основе
повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников,
педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению
планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не
связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную
возможность для расширения поля межличностного взаимодействия
обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг
друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в
регулярно проводимых в школе и в районе праздниках,конкурсно-игровых
программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления
школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы,
чувства гордости за нее.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного
образования - дать растущему человеку возможность проявить себя,
пережитьситуацию успеха (и притом неоднократно!). Поскольку в системе
дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения
интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может
найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде
деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а
особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными
комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Структурно дополнительное образование представлено двумя основными
объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым, в которых
осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности.
Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций
личности к познанию
и
творчеству,
реализация дополнительных
образовательных
программ
и внеурочной деятельности в интересах
личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе,
способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по
душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.
2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным
образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурнодосуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально
удовлетворяющие запросам обучающихся.
6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
7.
Способствовать
интеллектуальному,
творческому,
физическому
развитию детей и подростков.
8.
Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить
внеурочную занятость подростков «группы риска».
9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить
использование инновационных педагогических идей, образовательных
моделей, технологий;
создать
методическую
копилку
дополнительного
образования в школе.
С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на
каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Уровень начального общего образования.
Расширение
познавательных возможностей
детей,
диагностика
уровня их общих и специальных способностей, создание условий для
последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная проба
сил».
II. Уровень основного общего образования.
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Уровень среднего общего образования.
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной
области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её
профориентации.
Режим работы:
Очень важно то, что дополнительное образование
осуществляется
круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его
рамках организуется работа летнего оздоровительного лагеря, занятия актива
школьников, экскурсии, самостоятельная творческая деятельность детей.
Этим
обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков его
завершения, своего рода перманентность образовательного процесса.
Занятия возможны практически с любого возраста (от 6 до 17 лет), при
любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в
интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться –
никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором
непрерывного образования личности.
Направления деятельности:
Реализация задач происходит при помощи образовательных программ по 5
направлениям деятельности:
1. художественно-эстетическое;
2. духовно-нравственное;
3. экологическое;
4. физкультурно-спортивное;
5. общекультурное.
В
2021-2022 учебном году учебно-воспитательный процесс реализуется по
6 образовательным программам, из них 3 программы 1 года обучения.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
Обучающиеся, прошедших обучение в объединениях дополнительного
образования, должны:
обладать способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
знать особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных
народов, культурологические основы социальных явлений и традиций;
уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения
в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и
развлечения;
овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития;
овладеть способами деятельности в собственных интересах и
возможностях с точки зрения здорового образа жизни и безопасности
жизнедеятельности.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов.
Определяя результаты реализации
дополнительных образовательных
программ, необходимо различать среди них следующие:
выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые),
промежуточные, текущие;
по
факту преднамеренности:
планируемые
(запланированные,
предусмотренные)
и
стихийно
полученные незапланированные,
случайные, непреднамеренные);
по отношению
к
целям
(по
соотношению
с
целями):
“целесообразные”
и
“нецелесообразные
(т.е.
соответствующие
поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или
частично);
по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
по
степени
значимости:
значимые
(социально,
личностно,
профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые
(незначимые).
Оценка образовательной
деятельности
ребенка
должна
осуществляться по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При
этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их
участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению
спортивных
разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия.
И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко
не
каждый
ребёнок
способен
подняться
до
уровня
грамот и призовых мест. Также фиксация преимущественно
предметных результатов зачастую искажает
диапазон
истинных
достижений
ребенка,
поскольку вне поля
зрения остаются его
личностные результаты .
Конечно,
формирование
личностных
качеств
–
процесс
длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и
оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности
детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это
обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе
дополнительного образования предполагает не только обучение детей
определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных
личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по
двум группам показателей:
предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе
освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания,
умения, навыки);
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под
влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями,
поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В
частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими
собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего
ребенка в течение года.
Формы
проведения аттестации детей по программе могут быть
самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое
занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита
творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика,
зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна
детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха
и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не
способного достичь определенного успеха.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация образовательной деятельности дополнительного
образования
Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный
выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с
их интересами, склонностями и способностями.
Образовательный процесс, в школе, строится с учётом индивидуального
развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются
принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет
достаточно рано выявить природные наклонности и способности
конкретного ребёнка и создать условие для развития личности.
Образовательная
деятельность
в
дополнительном
образовании
осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки,
секции и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является
их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими
интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной
программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее
разновидности) является основным способом организации деятельности детей
практически в любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 17 лет. Каждый ребенок может
заниматься в одной или нескольких группах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1
сентября и заканчивается 30 мая текущего года.
В период школьных каникул занятия могут:
проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся;
продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с
целью профориентации подростков.
В период школьных каникул учебные группы работают по
специальному расписанию, занятия могут быть перенесены по времени.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре. Каждый
обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий
более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется.
Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в
неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут
проводиться в любой день недели, включая субботние дни и каникулы.
Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного
образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем
составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях по интересам (клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут
заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 17 лет. В работе объединений
могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и
по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений
определяется
уставом
школы и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста
обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы:
на первом году обучения – 9-20 человек;
на втором году обучения – 10-12 человек;
на третьем и последующих годах обучения – 8- 10 человек.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть
зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но
успешно прошедшие собеседование или иные испытания.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы
должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом
случае средства могут быть использованы на открытие новых детских
объединений.
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или
разных возрастов. Согласно СанПиН
2.4.4. 1251-03, продолжительность
занятий детей
в объединениях дополнительного образования не должна
превышать:
в учебные дни – 1 часа;
в выходные и каникулярные дни – 2 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв
длительностью
не менее10 мин. для отдыха детей и проветривания
помещений.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или
увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо
оговариваться в
программе педагога. «Санитарно-эпидемиологическим
требованиям к учреждениям дополнительного образования…» рекомендуют
разный режим занятий детей в объединениях различного профиля.
Рекомендуемая
продолжительность
индивидуальных
занятий
с
детьми
- от 30 до 60 минут 2 раза в неделю. Продолжительность и
периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается
Уставом учреждения и программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы
заканчивались занятия в системе дополнительного образования детей не
позднее 20.00ч.
В 2021-2022 учебном году в школе действует дополнительные
объединения (в том числе внеурочная деятельность 1-7 классы):
Дни занятий
Время
проведения
Понедельник 14.20 - 15.05
Понедельник 12.30 – 13.15
Понедельник 14.20 - 15.05
Понедельник 12.30 – 13.15
Вторник
Вторник
Вторник
12.30 – 13.15
12.30 – 13.15
14.20 - 15.05
Вторник
Вторник
Вторник
Среда
14.20 - 15.05
13.25-14.10
16.00 – 17.30
12.30 – 13.15
Среда
Среда
Среда
Среда
Среда
Четверг
Четверг
Четверг
Четверг
Пятница
12.30 – 13.15
16.35 – 18.05
14.20 - 15.05
13.25 – 14.10
14.20 - 15.05
12.30 – 13.15
12.30 – 13.15
12.30 – 13.15
13.25-14.10
12.30 – 13.15
Название
«Математика учит
рассуждать»
«Мы – твои друзья»
«Занимательная биология»
«Развитие логического
мышления
«Лего-конструирование»
«Шахматы»
«Удивительный мир
математики»
«Занимательная география»
«Клуб любителей книг»
«Чемпион» (1-4кл)
«Разговор о правильном
питании»
«Шахматы»
«Кожаный мяч»
«Секреты математики»
«Занимательная грамматика»
«Шахматы»
ОФП (5-11)
«Мы – твои друзья»
«Разговор о правильном
«Шахматы»
питании»
«Шахматы»
Кол-во
детей
Руководитель
11
Голышева Т.М.
5
10
9
Зайцева Н.И.
Лаврова А.А.
Матюкова Л.И.
5
5
10
Матюкова Л.И.
Зайцева Н.И.
Зуева К.М.
11
12
21
7
Никишина В.К.
Матюкова Л.И.
Никишина В.К.
Никишина В.К.
5
15
10
15
10
22
4
5
7
4
Зайцева Н.И.
Анисин В.И
Голышева Т.М.
Зайцева Н.И.
Анисин В.И.
Анисин В.И.
Прохорова К.С.
Матюкова Л.И.
Прохорова К.С.
Прохорова К.С..
В 2021-2022 учебном году школа сотрудничает с районным Домом
творчества, ФОК ом.
2.2. Программы дополнительных объединений
Программы дополнительных объединений представлены в рабочих
программах педагогов дополнительного образования.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план на 2021-202 2учебный год
Учебный план разработан с учетом приоритетных направлений развития
Российского образования.
Название
«Разговор о правильном питании»
«Мы – твои друзья»
«Лего-конструирование»
«Шахматы»
«Удивительный мир математики»
«Секреты математики»
«Занимательная биология»
«Математика учит рассуждать»
«Занимательная география»
«Клуб любителей книг»
«Чемпион» (1-4кл)
«Кожаный мяч»
ОФП (5-11)
«Развитие логического мышления
«Занимательная грамматика»
Кол-во
часов в
год
34
34
33
34
34
34
34
34
68
34
68
68
68
34
34
Цель учебного плана – развитие мотивации личности ребенка к познанию и
творчеству.
Задачи учебного плана:
обеспечение необходимых условий для личностного развития;
укрепления здоровья, профессионального
самоопределения и
творческого труда обучающихся;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга.
Ожидаемые результаты учебного плана:
расширение возможности для творческого развития личности ребёнка;
интеграция основного и дополнительного образования в рамках
Федеральных государственных образовательных стандартов.
Настоящий учебный план определяет направленность и содержание
обучения объединений дополнительного образования.
3.2. Система условий реализации основной образовательной
программы среднего общего образования
3.2.1.Кадровый потенциал
Показатели
Количеcтво
Всего педагогов
Педагоги, имеющие образование:
Среднее
Средне-специальное, всего
В т.ч. педагогическое
Высшее всего
В т. ч. педагогическое
Педагоги, имеющие по стажу:
До 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 20 лет
Свыше 20 лет
Педагоги, имеющие квалификационные категории
Высшую
Первую
СЗД
8
8
0
3
3
5
5
8
0
7
2
3.2.2. Материально-техническое обеспечение:
3.3.
материалы для оформления творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
проектор,
Музыкальный центр
Колонки SKV
Микшер-усилитель
Спортивный инвентарь
Блок питания
Микрофон
Стойка под микрофон
Ожидаемые результаты программы дополнительного образования
1. Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная
динамика по следующим критериям:
рост мотивации обучающихся в сфере
развивающейся деятельности;
познавательной
и
удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в
воспитательную деятельность по формированию инициативности и
творчества через ресурсы дополнительного образования;
удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в
социуме;
положительная динамика физического и психического здоровья
школьников;
удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания
и развития школьников;
рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой
деятельностью;
уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в
ОДН, КДН, на внутришкольном контроле;
увеличение числа педагогов в
ОУ и
УДОД, вовлеченных
в
процесс формирования творческой личности школьников
в
пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной
работы педагогов, классных руководителей, консультации психолога для
педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции
общего и дополнительного образования предусматривает доработку и
обновление критериев эффективности.
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его
интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять
путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся
и их родителей (лиц их заменяющих).
В результате анализа выбраны следующие методики изучения
эффективности процесса интеграции различных видов обучения в ОУ:
1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.).
2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».
3. А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной
жизнью»,
Е.Н.Степанова
«Изучение
удовлетворенности
педагогов
жизнедеятельностью в образовательном учреждении»,
4. Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения».
5. А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой
у нас коллектив»,
6. Д.В.Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в
детском коллективе».
7. Оценка Портфолио обучающихся и др.
Диагностику
планируется
проводить
психологом,
педагогами
дополнительного образования и классными руководителями 1 раз в год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее
150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся
дни года, еще треть его времени, не занята уроками. Но ребенок
никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от
мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему
предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и
приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного
образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности
предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему
выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его
способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в
школе, не обрекая ребенка и его родителей
на
поиск
дополнительных услуг
на стороне. При
этом, в отличие от общего
образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков
завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в
любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к
другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже
определение его будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный
процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного
образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает
возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и
развитие ребенка. Дополнительное образование призвано обеспечить
дополнительные
возможности
для
духовного,
интеллектуального,
физического развития, удовлетворению творческих и образовательных
потребностей современного человека.